№ 2 (2023)
СТАТЬИ
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРИЕМОВ ЛОСКУТНОГО НАЛЕПА
Аннотация
Статья посвящена уточнению терминологии, связанной с технологией “лоскутного налепа”. Существующая в российской археологической литературе неоднозначность при использовании некоторых специальных терминов заставила автора статьи предпринять попытку систематизации терминов, характеризующих этот прием конструирования глиняных сосудов. В результате предлагаются следующие уточнения: 1) лоскут как строительный элемент может быть комковатым и жгутовым; 2) по способам наложения комковатый лоскутный налеп бывает бессистемным, веерообразным и зонально-кольцевым, а жгутовой лоскутный налеп чаще всего спиралевидным, кольцевым зональным или спирально-зональным. В статье дается развернутое обоснование предложений автора. Устойчивая связь строительных элементов и способов их наложения часто помогает сделать более строгие и однозначные определения способов конструирования археологической керамики.
7-19
Западное и Южное Предкавказье в посткатакомбную эпоху: от кубанской культурной группы к невинномысской культуре
Аннотация
Статья посвящена характеристике нового культурного образования в Западном и Южном Предкавказье посткатакомбного времени – невинномысской культуре, представленной погребальными памятниками. Захоронения совершены в ямах и изредка в подбойных могилах, скелеты находятся в скорченной адоративной позиции, черепами ориентированы преимущественно на восток и юго-восток. Инвентарь представлен керамической посудой, орудийным металлокомплексом, костяными поясными пряжками и подвесками, гарнитуром разнообразных украшений. Анализ материала позволил выделить в невинномысской культуре два локальных варианта: юго-восточный и северо-западный. В материалах первого ощутимы влияния соседней днепро-донской бабинской культуры, второго – лолинской. В своем развитии культура прошла три этапа в пределах 2200–1800 CalBC. Она является неотъемлемой частью блока посткатакомбных культурных образований и важной составляющей культурного круга Лола.
20-33
Основание навершия меча из Суздальского Ополья: реконструкция декора
Аннотация
В статье представлены результаты синхротронной и нейтронной визуализации уникальной находки – железного основания навершия меча, обнаруженного в ходе работ Суздальской археологической экспедиции Института археологии РАН на селище Крапивье 10 в округе Суздаля. Исследования проведены в НИЦ “Курчатовский институт”. Их задачей было восстановление рисунка частично сохранившегося декора на сильно корродированном предмете с помощью неразрушающих методов. В результате работ был выявлен инкрустированный декор из серебряной и медносплавной проволок, позволивший определить тип навершия (тип V, согласно типологии Я. Петерсена) и его датировку (середина – вторая половина X в.). Находка является одной из самых ранних на селище Крапивье 10, небольшом поселении в глубине овражных систем, возникающем в середине – второй половине XI в.
52-63
ЭЛИТНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ НАЧАЛА ЭПОХИ ЖЕЛЕЗА СУРГУТСКОГО И НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
Аннотация
За последние четыре десятилетия в таежных областях Сургутского и Нижнего Приобья открыты шесть уникальных погребальных объектов раннего железного века с большим количеством импортного и местного инвентаря: одиночные могилы, клад с регалиями шамана, захоронение кукол-иттарма, олицетворявших группу воинов, погибших на чужбине. Исследованные памятники принадлежали представителям местной элиты. Аналогичных комплексов эпох камня и бронзы здесь не выявлено. Это свидетельствует о наличии социального расслоения в угорских и угро-самодийских обществах западного ареала кулайской культурно-исторической общности (КИО) в I–IV вв. до н.э. Между тем появление в данном регионе бастионно-башенных крепостей, медных фигурок антропоморфов в шлемах и “солнечных” коронах, а также находка наконечника стрелы “кулайского типа” в жилище белоярской культуры предполагают начало формирования образа воина-вождя-богатыря-духа и отделенного от рядовых общинников слоя воинской, имущественной и культовой элиты, возможно, еще раньше – около середины I тыс. до н.э. Главной предпосылкой этих явлений, равно как появления изделий из железа в таежных обществах Приобья в условиях отсутствия производящего хозяйства (скотоводство, земледелие), стало включение охотников-рыболовов севера Западной Сибири в систему экономики Евразии на правах регулярных поставщиков пушнины.
34-51
Усадьбы московской знати XIV–XV вв. на Подоле Московского Кремля
Аннотация
В статье дается предварительное общее описание результатов археологических исследований мокрых культурных слоев в Тайницком саду Московского Кремля в 2020 г. Собранные в ходе раскопок материалы представляют исключительный интерес для изучения стратиграфии и хронологии культурных отложений на Подоле, дают редкую для Кремля возможность дендрохронологического датирования отдельных построек и добавляют много нового к характеристике культуры Москвы и социального облика владельцев кремлевских усадеб XIV–XV вв. Застройка исследованного участка Подола начиная с середины XIV в. была плотной, размеры владений неизвестны. Набор вещевых находок рассматриваемого периода содержит как обычные для городского обихода бытовые и хозяйственные вещи, так и предметы, связанные с престижным стилем жизни и воинскими занятиями. Усадьбы середины–второй половины XIV в. можно рассматривать как часть кремлевских дворовладений Тимофея Васильевича Вельяминова или его ближайших родственников.
64-80
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Schibille N. Islamic Glass in the Making: Chronological and Geographical Dimensions. Leuven: Leuven University Press, 2002. 261 P. (Studies in Archaeological Sciences 7)
187-193
Чижов С. И. Русская нумизматика. библиографический опыт / под ред. П. Г. Гайдукова, М. А. Смирновой. М.: ООО “Русское слово”. Учебник, 2022. LXVI+. 582 с.: ил. (История русской науки. Исследования и материалы. IV)
194-201
К 75-ЛЕТИЮ Л. А. БЕЛЯЕВА
К юбилею Леонида Андреевича Беляева
81-82
Деревянная модель храма Гроба Господня в России и Конрад Шик
Аннотация
Представляемая статья посвящена судьбе модели храма Воскресения (храм Гроба Господня) и части Старого города Иерусалима, изготовленной в 1863 г. специально для России, а также связанным с нею другим наглядным пособиям Конрада Шика начала 1860-х годов.
83-91
Археологические свидетельства металлургии железа в византийском и раннеисламском Иерихоне
Аннотация
Раскопки в Иерихоне позволили выявить интересный комплекс черной металлургии. Археологические свидетельства выплавки железа представлены многочисленными шлаками, десятками железных криц, тремя сыродутными горнами. Они локализуются преимущественно в культурном слое, окружавшем керамические горны. Статистика находок говорит о довольно активном производстве железа в мастерской Иерихона, где обнаружено 59 небольших железных криц и их фрагментов. Форма целых криц соответствует чашеобразному углублению в нижней части небольших сыродутных горнов. Выявлены основания трех подобных сооружений, каждое из которых найдено в непосредственной близости от печи для обжига керамики. Хронология производства железа в Иерихоне соответствует времени существования здесь гончарной мастерской при монастырско-паломническом комплексе второй половины VI – первой половины VIII в. Археологический контекст доказывает, что черная металлургия была органической частью производственных процессов, протекавших в мастерской на протяжении всего периода ее существования. Кроме того, подтверждается многофункциональность производственного комплекса в Иерихоне, который скорее всего обеспечивал насущные нужды жителей довольно крупного хозяйства в разнообразных типах керамических сосудов и кричном железе на протяжении поздневизантийского и омейядского периодов истории Палестины.
92-107
Бронзовые вотивные предметы “рука с крестом”: экземпляр из коллекции архимандрита Антонина (Капустина)
Аннотация
В статье представлена вотивная бронзовая рука с крестом из коллекции архимандрита Антонина (Капустина), а также небольшой каталог известных автору аналогичных предметов, хранящихся в различных музеях и частных коллекциях. Изучение представленной коллекции позволяет согласиться с ранее высказанными исследователями предположениями: рассматриваемые предметы являлись вотивными приношениями в храм; на это указывают браслеты и перстни на некоторых из них, а также надписи и изображения на крестах; их использование в качестве вотивов было заимствовано христианами из языческих культов, связанных с различными ближневосточными божествами, однако в христианском контексте они означали не только просьбу о помощи и защите, но и символизировали победу христианства над язычеством, что было особенно важно в период ожесточенной борьбы между уходящими религиями и христианством; предметы либо устанавливались на специальные подставки, на которых они фиксировались с помощью гвоздей или стержней, либо насаживались на древко; ареал распространения таких рук, скорее всего, ограничивается Ближним Востоком, где, соответственно, их производили, хотя не исключено, что некоторые экземпляры были вывезены паломниками в другие регионы; бытование их не выходит за рамки ранневизантийского периода, до арабского завоевания начала VII в.; дробную хронологию составить невозможно из-за полного отсутствия информации об условиях обнаружения известных к настоящему времени экземпляров (исключение составляет лишь рука из Второго кипрского клада).
108-120
Перспективы Нессаны: новые исследования “Караванного города” на юге Израиля
Аннотация
В статье рассматривается новый проект археологического исследования древней Нессаны, небольшого поселения византийского и раннеисламского периода (V–VII вв. н.э.), расположенного на юге Израиля, в юго-западной части пустыни Негев. Расцвет поселения связан с его местоположением: в византийский период Нессана становится важным караванным узлом на пути христианского паломничества из Святой Земли на Синай, к монастырю св. Екатерины. Пользуясь всеми экономическими благами паломничества, Нессана превращается в крупное урбанизированное поселение с населением около пяти тысяч человек, с многочисленными церквями и караван-сараями. Паломничество, несомненно, играло важнейшую роль в жизни поселения, что ясно отражено в свидетельствах папирусов V–VII вв., обнаруженных здесь в 1930-х годах. Выгодное расположение памятника на самом краю пустыни, множество церквей, папирусы, строительные надписи и паломнические граффити на нескольких языках, а также засушливый климат, способствующий сохранности органических материалов, превращают Нессану в уникальный объект для изучения археологической проблематики раннехристианского паломничества. Несмотря на интенсивную работу, проводившуюся в Нессане двумя археологическими экспедициями, стратиграфия памятника и его планировка до сих пор остаются неясными. В статье представлены предварительные результаты первого сезона полевых работ новой Нессанской экспедиции и обсуждается ряд вопросов, связанных с дальнейшим изучением памятника.
121-130
О локализации иудейского позднеантичного некрополя близ Павловского мыса в Керчи
Аннотация
Исследование посвящено обнаружению позднеантичного некрополя на Павловском мысу в Керчи в Республике Крым. Найденные в 2020 г. надгробные плиты и их фрагменты маркируют территорию участка древнего некрополя. Основным является вопрос о принадлежности выявленного участка некрополя к иудейской общине Пантикапея или же общине поселения (городища) Ак‑Б-урун II первых веков нашей эры, расположенного к западу от одноименного мыса Ак-Бурун. Найдено 27 иудейских надгробий и отдельных фрагментов. На двенадцати надгробных камнях помещены изображения менор. У двух плит тщательно обработана одна из поверхностей, на которую, вероятно, краской были нанесены надпись и изображения. Судя по исследованиям XIX–XX вв., в районе мыса Ак-Бурун, вероятно, располагалось не менее двух иудейских некрополей – в районе Павловского мыса и у лазарета Керченской крепости близ Цементной слободки, где и были обнаружены иудейские надгробия. На основании анализа обнаруженных надгробных плит и эпитафий открытый участок некрополя предварительно можно датировать II–IV вв. н.э.
131-148
ПУБЛИКАЦИИ
Клад боспорских монет начала III в. до н.э. из Восточного Приазовья (поселение Тиховский 1)
Аннотация
В статье публикуется клад пантикапейских бронзовых монет начала III в. до н.э., найденный при раскопках меотского поселения Тиховский 1 (Красноармейский район Краснодарского края) в 2021 г. Клад содержит 152 монеты типа “голова сатира/голова льва, осетр” с надчеканками “звезда” и “горит”. В междуречье Кубани, Протоки и Ангелинского ерика сосредоточена группа меотских поселений, с которой связан ряд подобных монетных кладов, сокрытых на рубеже IV/III вв. до н.э. Эти клады маркируют максимальную восточную границу Боспорского царства и локализуют меотские территории, присоединенные в ходе боспорской экспансии на восток.
149-161
Денежно-вещевой клад из окрестностей деревни Старая Мельница под Новгородом
Аннотация
В статье представлена характеристика денежно-вещевого клада конца X – начала XI в., найденного в 2014 г. в окрестностях деревни Старая Мельница под Новгородом. Место его обнаружения было обследовано в 2018 г. В 2021 г. комплекс поступил в фонды Новгородского музея-заповедника. В его составе 153 предмета различных категорий, среди которых есть как типично славянские украшения, так и подвески скандинавского происхождения, а также поясной набор огузско-печенежского происхождения, серебряные монеты (дирхамы и милиарисии), весовые гирьки и стеклянные предметы (бусы и вставки / накладки). В Новгородской округе это лишь третий подобный клад. По своему составу он наиболее близок комплексу, выявленному около деревень Горошково и Любоежа в Новгородском Поозерье, и некоторым Гнездовским кладам. Тем не менее сочетание ряда признаков (детали поясного набора, украшенные позолотой и чернью, гирьки, два подражания саманидским дирхамам с птичьими (соколиными) головками, увенчанными крестом) позволяет обозначить его исключительный характер для Древней Руси.
162-178
Берестяная грамота из Переяславля Рязанского
Аннотация
Корпус текстов на бересте пополнился еще одним документом, найденным при раскопках Кремля Переяславля Рязанского (совр. Рязань). Грамота происходит из Введенского раскопа, расположенного в юго-восточной части Кремля. Стратиграфическая датировка находки – вторая половина XV в. До настоящего времени на памятнике находили писала и фрагменты бересты с рисунками. Грамота представляла собой свернутый в рулон кусок бересты с оборванными еще в древности верхним и нижним краями. В трех сохранившихся строках документа читается фрагмент литературного текста – записи прогностического содержания, читаемой под 6967 (1459) г. в рядовых пасхалиях XV в. Рязанская берестяная грамота – ярчайшее материальное свидетельство эсхатологических ожиданий, которые получили распространение в русском обществе в эту эпоху.
179-186
ХРОНИКА
IX Всероссийская научная конференция с международным участием им. профессора В.В. Зайкова “Геоархеология и археологическая минералогия – 2022” (ЮУ ФНЦ МИГ УрО РАН, г. Миасс, 19–21 сентября 2022 г.)
202-205
К юбилею Наталии Николаевны Тереховой
206-207




